Новости

Главная » Новости
импортозамещение.  15.02.2015 00:23

Россия фактически провозгласила курс на импортозамещение. На практике, правда, пока не понятно, что именно и, главное, как замещать: копировать уже существующие продукты и технологии – или создавать новые? Возможны ли инновации с нуля – или нам помогут локализованные иностранные производства? Кому такой курс принесет выгоду?

Речи о необходимости поддержки отечественного производителя, введения мер протекционизма и замещения иностранной продукции звучат более или менее всегда, особенно настойчивы они стали в момент присоединения России к ВТО. Но произносили их обычно левоориентированные экономисты, как, например, Сергей Глазьев. Конечно, неоднократно о том же говорили и президент, и руководители правительства. Но касалось это в основном стратегически важных отраслей, таких как авиа- и судостроение, что нашло свое отражение в майских указах Владимира Путина в 2012 году. До идей тотального импортозамещения раньше все-таки не доходило. После же обострения отношений с Европой и США и введения санкций заместить, похоже, решили буквально все: от продукции ВПК (что, в общем, объяснимо) до платежных систем. Особенно патриотично настроенные сограждане даже хотят импортозаместить интернет, придумав свой.

О фактическом курсе на импортозамещение объявил Владимир Путин в мае этого года на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. "Импортозамещение за счет модернизации промышленности и роста конкуренции поможет вернуть собственный рынок отечественным производителям", — сказал президент. А также пообещал провести перевооружение всех предприятий и переоценку всех производственных фондов в стране. "Стране нужна научно-техническая революция", — заявил Путин. Вторя ему, премьер-министр Дмитрий Медведев назвал развитие импортозамещающих производств одним из приоритетных направлений политики, так как страна "слишком подсела на импортную иголку". И добавил, что Россия может производить большой спектр товаров: "Всего делать невозможно, но очень многие вещи, которые покупаем, мы способны делать сами", — сказал Медведев. Правда, не уточнил какие.

Все страны, как развитые, так и развивающиеся, конечно, стремятся, несмотря на договоры о свободной торговле и членство в ВТО, поддерживать своих производителей. Но современное разделение труда в мире устроено таким образом, что у стран нет необходимости производить полную линейку всех товаров, а заодно и всего оборудования с комплектующими к нему. А с экономической точки зрения это просто бессмысленно. При этом США не очень беспокоятся, что находятся в товарной зависимости от Китая (как и многие другие страны), так как Китай находится от США в технологической зависимости. Мир полон взаимных зависимостей, и компании конкурируют уже не на внутренних рынках, а на мировом. У каждой страны есть своя ниша в мировом разделении труда, секторы, в которых она конкурентоспособна. Остальную продукцию страны импортируют и не видят в этом ничего зазорного. Сама потребность в импортозамещении в условиях глобального мира может возникнуть только в том случае, если страна готовится к изоляции.

У России тоже есть своя ниша в этом разделении: продажа полезных ископаемых. Можно винить "лихие"90-ые или "беспечные" нулевые годы, но реструктуризация экономики так и не была проведена, равно как и модернизация значительной части производств. И сейчас, вместо углубления переработки ресурсов и поиска тех сфер, в которых Россия могла бы конкурировать с другими странами на открытом рынке, нам предлагают курс на импортозамещение. Он потребует громадных государственных вливаний, при том что бюджет и так с трудом выдерживает, а резервные фонды уже распечатаны.

Помимо финансовой поддержки отечественного производителя у властей в запасе есть и другие инструменты: от повышения пошлин на импортные товары до административных барьеров (прямых ограничений на закупку импорта государством и госкомпаниям). 16 июня стало известно, что в Минпромторге готовится закон, который почти полностью запретит госзакупки импортных товаров: к 2017 году 80% товаров, закупаемых государством и госкомпаниями, должны быть отечественного производства. Чтобы оценить масштаб этих 80%, достаточно сказать, что в 2013 году госзаказчики разместили извещения о покупках на сумму 6,4 трлн, госкомпании — еще на 14 трлн.

Крупные зарубежные сделки и раньше воспринимались неоднозначно. Так, заключенный в 2011 году Министерством обороны контракт на поставку двух десантных кораблей “Мистраль” из Франции вызвал сильное недовольство профильного вице-премьера Дмитрия Рогозина и руководителей крупнейших российских оборонных и судостроительных предприятий, и, как считается, послужил одной из причин для отставки министра обороны Анатолия Сердюкова. Напомним, что общая сумма средств, направленных на перевооружение армии, составит до 2020 года 23 трлн руб. И теперь, после обострения отношений с Западом, можно быть уверенными, что эти деньги достанутся российским производителям, в том числе и предприятиям, входящим в госкорпорацию Ростех. Кстати, как стало известно в середине июня, ее гендиректор Сергей Чемезов возглавит вскоре совет директоров концерна "Алмаз-Антей" — производителя ПВО и ПРО. Теперь на его базе хотят создать концерн воздушно-космической обороны.

Украина разорвала с Россией сотрудничество в военно-технической сфере. На практике это означает, что поставка с Украины в Россию компонентов для ВПК прекратится. Днепропетровский "Южмаж" раньше поставлял в Россию компоненты для производства межконтинентальных баллистических ракет "Сатана". А системы наведения других ракет — "Тополя" — разрабатывались и производились в Харькове. Как и тормозные парашюты и гидравлические системы для истребителей "Сухого". А запорожский завод "Мотор Сич" делал реактивные двигатели для российских самолетов, в том числе и для "Руслана". Это только первые кандидаты на импортозамещение. А вообще, их не мало. 

Доля импортной продукции в станкостроении, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, составляет 89%, в производстве офисного оборудования — 83%, в одежде — 75%, мебели — 46%. А всего доля импорта во внутреннем спросе в последние годы стабильна на уровне 24%. Если в ВПК и отраслях двойного назначения, как, например, в авиа- и судостроении, замещение будет идти за счет государства, то в других секторах власти, вероятно, надеются на помощь частного бизнеса.

Фармацевтическая индустрия также относится к стратегическим секторам, но и в ней у нас господствуют импортные товары. "Сейчас есть серьезная диспропорция. Если смотреть в денежном выражении, то импортные лекарства составляют до 80% рынка, — рассказывает директор по стратегии и инвестициям управляющей компании “Биопроцесс Капитал ПартнерсЕлена Касимова. — При резком ухудшении ситуации страна рискует остаться без средств для лечения большого перечня заболеваний, включая онкологические". Как и за счет чего могут отечественные предприятия резко нарастить производство, представить пока сложно. Единственная возможность — привлекать ведущие мировые фармкомпании в Россию. "Надо добиваться локализации в России мировых фармацевтических гигантов, чтобы они открывали у нас заводы и тут производили. Это выгодно и им, и нам. Причем не только с точки зрения создания новых производств и рабочих мест, но и как построение новой фармсреды. Инноваций на пустом месте не бывает", — говорит Елена Касимова. Примером тут может служить фармацевтический кластер в Калужской области, ядром которого стала группа компаний STADA CIS, "Берлин-Хеми/Менарини" (Италия), "Ново Нордиск" (Дания), AstraZeneca (Великобритания). Но сейчас иностранные компании не стремятся в Россию, скорее, наоборот: из-за экономических и политических рисков инвесторы уходят.

Потому о сроках замещения всерьез пока говорить не приходится, и вряд ли ситуацию удастся резко переломить. "Цикл в фармацевтике занимает гораздо больше времени, чем в других отраслях, том же IT-секторе. Нельзя сегодня захотеть новые лекарства и завтра их получить. Эффект будет, но не сразу, — отмечает Елена Касимова. — На первом этапе необходимо научиться производить современные качественные препараты, составляющие “золотой стандарт” по лечению различных заболеваний. А потом уже заниматься инновационным производством. Нельзя перескочить и создать новую фарминдустрию, если нет современных качественных производств". А для этого, прежде всего, нужны новые кадры.

В упомянутом IT-сегменте, кстати, также преобладает иностранная продукция, если мы говорим об оборудовании. Компьютеры, сервера, вся вычислительная техника и даже машинки для пересчета денег у нас импортные. То же относится и к сегменту мобильной связи. "Для госкорпорации понятие стратегической отрасли весьма широкое. Для нас это и производство телекоммуникационного оборудования, и разработка программного обеспечения, и тех же онлайн-сервисов. Огромно количество не военных, но важных инфраструктурных проектов, которые должны функционировать внутри страны вне зависимости от политической и международной конъюнктуры, — сказал вице-президент “Ростелекома” Алексей Басов. — Сейчас в госкорпорациях существует огромный запрос на импортозамещение. Все, что конкурентоспособно иностранным аналогам, при прочих равных будет получать приоритет. Это создает огромные возможности для предпринимателей и должно стимулировать конкуренцию, потому что “российское абы что” совершенно не интересно".

Протекционизм вообще редко приводит к росту конкурентоспособности и качества товаров. Обычно — наоборот. "Думаю, что импортозамещение в буквальном и узком смысле этого слова невозможно и неэффективно, — сказал в эфире РБК-ТВ гендиректор РВК Игорь Агамирзян. — Я полагаю, что президент, выступая в Петербурге, имел в виду более широкий смысл импортозамещения. Создавать новые бизнесы, которые будут ориентированы на глобальный рынок, на глобальную конкуренцию, и при этом исходить из России — разумная и необходимая деятельность. Новые предприятия вполне могут начинать с рынка, формируемого государством за счет спроса органов власти и госкомпаний. В создании такого рода бизнесов мы сильно отстали от Китая. Там целый ряд компаний мирового класса были выведены на глобальный рынок именно по этой модели. Самый лучший пример, это, наверное, Huawei, который все знают. Компания, которая образовалась благодаря государственной поддержке и тому, что мы могли назвать политикой импортозамещения в Китае".

Сами отечественные компании рады курсу на импортозамещение, но указывают на множество проблем: от административных барьеров до пошлин на комплектующие. "В мае мы продемонстрировали прототип высокоскоростной передачи данных на скорости 27 терабит в секунду. Для сравнения, сейчас лидеры мирового рынка предлагают продукт со скоростью 8 терабит", — рассказывает Константин Марченко, замгендиректора компании Т8, которая производит телекоммуникационное оборудование спектрального уплотнения для оптических сетей связи. Главный клиент Т8 — Ростелеком, к нему идет 60% продукции компании. Т8 получила статус отечественного производителя, но на сегодняшний день ничего, кроме морального удовлетворения, он не приносит. "Российских комплектующих попросту нет, так как радиоэлектронной промышленности у нас не существует. Все комплектующие иностранные, — рассказывает Константин Марченко. — И мы постоянно сталкиваемся с проблемами. Например, если ввоз оборудования пошлиной не облагается, то ввоз комплектующих почему-то облагается".

Помогло бы, по словам Марченко, введение квот на закупку отечественного оборудования, что Минпромторг и собирается сделать: "Сейчас в российских сетях около 90% иностранного оборудования. <…> Никто не говорит, давайте полностью от него откажемся. Но надо установить лимит по закупкам. Во времена “Связьинвеста” у “Ростелекома” были квоты на закупку. Сейчас их нет". Что касается курса на импортозамещение, то Марченко опасается, что замещать мы будем вчерашний день: "Предполагается, что замещать надо что-то существующее. То есть быть снова в роли догоняющего. А надо не замещать импорт, не что-то копировать, а идти вперед, создавая продукцию нового поколения".

Большой рывок в импортозамещении произошел в конце 90-х — начале нулевых годов. Во многом этому поспособствовал дефолт 1998 года и резкое падение курса рубля. Импорт стал недоступен, и дешевый рубль поддержал отечественного производителя. Произошло импортозамещение в пищевой промышленности. Сократился импорт мяса, а по курице Россия вышла на самообеспечиваемость, позабыв, как о кошмарном сне, о "ножках Буша". Стали выпускать трубы большого диаметра, которые раньше не делали. Можно приводить и другие примеры, важно другое: в конце 90-х в стране была масса незагруженных мощностей, которые оставалось только загрузить. Чему и помог слабый рубль. Сейчас свободных мощностей нет, их надо возводить заново.

Однако в России немало примеров успешного импортозамещения. Достаточно вспомнить ту же Калужскую область, где создан автомобильный кластер и размещены сборочные производства Volkswagen, Volvo и Peugeot-Citroen. А также производства компонентов для других заводов и автомобилей. Samsung недавно открыл в области производство телевизоров и стиральных машин. Сборочные цеха ведущих мировых автопроизводителей есть и в других регионах страны. Во Всеволожске собирает машины СП Ford Sollers, там же расположен завод по производству бытовой техники Ariston. Благодаря такой локализации и достигается импортозамещение, так как количество ввозимых в страну автомобилей снижается за счет внутреннего производства. Речь, правда, пока идет о сборочных цехах. Компоненты — большей частью импортные. Но создание таких производств является не следствием решения сверху провести импортозамещение в такой-то сфере и к такому-то сроку, а результатом усилий региональных властей по улучшению инвестиционного климата. Та же Калужская область традиционно занимает первые места в различных рейтингах российских регионов по удобству ведения бизнеса. Импортозамещение не может быть целью, но может стать следствием продуманной экономической политики.




импортозамещение  14.02.2015 23:48

Правительство намерено перестроить экономическую модель развития и перейти на импортозамещение технологий в стратегически важных отраслях, используя внутренние источники роста.

- Насколько сегодня отечественная промышленность зависима от поставок иностранного оборудования?

Сергей Цыб, заместитель министра промышленности и торговли РФ: В последние годы ситуация улучшается: ежемесячно у нас открываются новые заводы и индустриальные парки, разрабатываются принципиально новые подходы. Если говорить о сложившейся сегодня геополитической ситуации, то на фоне возможных санкций вопросы импортозамещения становятся наиболее актуальными. Российская экономика, конечно, сильно зависит от поставок импортного оборудования и продукции. Во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу как для национальной безопасности, так и для конкурентности российской экономики в целом. Но, на наш взгляд, сложившаяся ситуация - это не только угроза, но и возможность для реализации стратегии ускоренного подъема отечественного производства во многих отраслях.

- В каких отраслях, на ваш взгляд, должно в первую очередь проводиться импортозамещение?

Цыб: По результатам анализа, проведенного минпромторгом в июне этого года, наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%). Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств. По оценке минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. Некоторые отрасли у нас основываются на государственных закупках, и там государство является основным регулятором и основным покупателем.

Сейчас по поручению президента и председателя правительства РФ минпромторг осуществляет разработку планов содействия импортозамещению в промышленности. В связи с этим, а также в связи с обязательствами по членству России в ВТО рассматриваются как существующие, так и новые механизмы и меры государственной поддержки.

- Планируется ли применять какие-то меры таможенно-тарифного регулирования для содействия импортозамещению?

Цыб: Промышленная политика должна быть адекватна глобальным вызовам. Мы вынуждены принимать меры для защиты своих рынков и отечественных производителей. Для стимулирования отечественного производства рассматривается вопрос об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин по ряду позиций товарной номенклатуры. Одновременно в качестве меры содействия импортозамещению рассматривается возможность снижения ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья и комплектующие, в частности для медицинской промышленности. Это позволит стимулировать российские предприятия к освоению производства и выводу на рынок отечественной продукции.

С 1 января 2015 года Россия как член ВТО сможет внести изменения в свои тарифные обязательства. Минпромторг России вместе с представителями бизнеса сейчас проводит работу по составлению конкретного перечня наиболее чувствительных для российской промышленности товаров, по которым целесообразно начать переговоры об изменении ставок ввозных таможенных пошлин. Для защиты внутреннего рынка также могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Полномочия по проведению расследований, предшествующих введению таких мер, переданы Евразийской экономической комиссии.

- Какие меры еще могут быть эффективными для поддержки отечественной промышленности?

Цыб: В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действительными мерами по содействию импортозамещения может быть стандартизация. Она является средством обеспечения взаимозаменяемости отдельных элементов, повышения надежности, обеспечения норм безопасности и экологических требований. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции.

Государственные закупки также могут стать мерой содействия импортозамещению. Они призваны обеспечить начальный спрос и поддержать отечественных производителей в период выхода на конкурентоспособные объемы производства. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей. То есть одновременно мы можем рассматривать меры как запретительного и ограничительного характера, так и меры стимулирующего характера. Изначально планировалось разработать единый документ, позволяющий устанавливать запреты и ограничения сразу по всем видам товаров, работ и услуг, но по результатам нашей работы было решено применять специализированный подход к различным товарным группам.

С 1 января 2014 года вступило в силу постановление правительства от 24 декабря 2013 г. N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".

Минпромторгом также подготовлен ряд проектов постановлений об установлении ограничений и запретов на закупку продукции автомобильной, легкой и медицинской промышленности. Каждый из них предусматривает специальные критерии определения страны происхождения продукции. Здесь надо обратить внимание на специфику некоторых рынков. Если взять рынок медицинских изделий РФ, то 85% этого рынка - государственные закупки. Очевидно, что импортозамещение в этом секторе даст серьезный толчок развитию производства в РФ при обеспечении качества продукции и соответствии лучшим производственным практикам.

- Будут ли предоставляться какие-то субсидии на развитие отечественной промышленности?

Цыб: Да, государственные субсидии - очень действенная мера. Поддержка проектов импортозамещения может осуществляться в рамках предоставления государственных субсидий на исследовательские и конструкторские работы, техническое перевооружение. У нас такие меры работают в различных отраслях, где субсидии предоставляются на развитие инфраструктуры, техническое перевооружение, модернизацию, предоставляется субсидирование процентных ставок по кредитам. И на субсидирование НИОКР в рамках инвестиционных проектов. В прошлом году мы впервые ввели возвратные субсидии - когда средства предоставляются на компенсацию затрат на НИОКР, в рамках инвестиционного проекта, результатом по этому проекту являются уже конкретные индикаторы и показатели по промышленному производству. Если исполнитель не достигает этого промышленного выпуска, то субсидия или возвращается обратно государству, или накладываются штрафные санкции за недостижение результата. Мы максимально приближаем государственную поддержку к конкретному результату на реальном рынке с конкретными показателями. В начале этого года минпромторг также разработал механизм компенсации процентных ставок по кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов, в настоящее время в перечень включены 14 одобренных проектов.

Можно ли, на ваш взгляд, использовать зарубежный опыт при разработке стратегии по импортозамещению?

Цыб: Наиболее успешный мировой опыт свидетельствует о том, что импортозамещение прежде всего должно опираться на частную инициативу, при этом гибко поддерживаться государством. Частный бизнес сам учтет национальную специфику, если увидит реальные перемены в регулировании и поверит в систему стимулов. Многие вопросы импортозамещения лежат в плоскости регулирования рынков. Мы должны максимально совершенствовать нашу законодательную базу, чтобы быстро и эффективно обеспечить доступ промышленности к инструментам поддержки. Минпромторг России подготовил и внес в Государственную Думу проект федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", который закладывает основу для применения новых инструментов реализации промышленной политики, в том числе в рамках содействия импортозамещению. Одним из таких инструментов является специальный инвестиционный контракт, он заключается между Российской Федерацией, в лице уполномоченного органа, и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции на территории РФ. Контракт заключается сроком на 10 лет и может предусматривать различные льготы: по налогам и сборам, по арендным платежам за пользование государственным имуществом, льготные тарифы на товары, работы, услуги, подлежащие регулируемому ценообразованию. Это могут быть и иные льготы и преференции, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.

Этот механизм позволяет учитывать отраслевую специфику и применять меры государственной поддержки с учетом особенностей конкретных товарных групп разных отраслей промышленности. Специальные инвестиционные контракты планируется использовать в рамках проектов по локализации производств, а также при создании и развитии инфраструктуры. В итоге это позволит достичь целевых показателей импортозамещения.

В качестве другого важного механизма содействия импортозамещению может рассматриваться создаваемый в соответствии с поручением председателя правительства РФ Фонд развития промышленности. Он предусматривает использование механизма возвратного финансирования по сниженным ставкам при реализации инвестиционных проектов субъектами среднего бизнеса. Сейчас минпромторгом прорабатывается схема функционирования этого фонда, а в бюджете уже запланировано порядка 19 млрд руб. на 2014-2017 гг. на его финансирование.

- А какая роль отводится индустриальным паркам в содействии импортозамещению?

Цыб: Впервые мы приняли отдельную подпрограмму в рамках Государственной программы развития промышленности и ее конкурентоспособности - "Индустриальные парки". В ней заложен конкретный механизм выдачи субсидий на инфраструктуру при создании индустриального парка в том или ином субъекте РФ. Эта мера обеспечивает создание удобных площадок для реализации проектов производств. Уже есть положительный опыт реализации подобных проектов в автомобильной промышленности.

- На каких основных принципах, на ваш взгляд, должна строиться политика импортозамещения в России?

Цыб: Решая задачи импортозамещения в промышленности, мы не должны отрицать принципов международной экономической интеграции. Мы не отгораживаемся от мира, а максимально открыто и прозрачно ведем диалог с нашими иностранными партнерами. Развитие и поддержка отечественного производства не исключают возможности трансфера технологий, создания и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций.

 




Грейдерные ножи  12.02.2015 04:35




Страницы: 1 [ 2 ]